С незапамятных времен люди, гонимые бедствиями или собственными мечтами о другомлучшем месте, а
чаще – и тем, и другим, отправлялись в путь. Сегодня отвага и оптимизм тех, кто готов поменять привычную
среду обитание на неизвестность, становятся топливом в машине глобального капитала, которая выкачивает
рабочую силу из менее развитых регионов в быстро развивающиеся центры, и отбрасывает за ненадобностью с
наступлением очередного кризиса. Но есть ли другой смысл в массовой миграции?
Выставка объединяет работы Ольги Житлиной, созданные в соавторстве с Анной Терешкиной, Алехандро
Рамиресом, Андреем Якимовым, Давидом Тер-Оганьяном, Йоном Иригойеном и др., в период с 2010 по 1014
год. Тема всех этих работ: массовое передвижение людей по территории бывшего Советского Союза. Сквозь
призму иммиграционных процессов художники пытаются осмыслить изменения, происходящие в российском
обществе, выработать свое отношение к ним, фантазируя о возможности иного языка и иных сценариев
культурной и национальной политики, нежели те, что предлагают нам чиновники и СМИ.
Видео «Из 90-ых в Ричмонд» через аудиопереписку, фотографии, стилизованное видео рассказывает
об эмиграции евреев на «Запад» в 90-ые годы, о распаде расширенной семьи с большим количеством
родственников, восторженной оптимистической оптике уехавших, через призму которой формировалось
представление о «загранице» у оставшихся.
Настольная игра «Россия страна возможностей», давшая название выставке, – это попытка беспристрастно
описать бюрократическую систему, в которую попадают граждане СНГ, приезжающие в Россию на заработки.
Созданная как объект искусства, игра была дважды переиздана в качестве практического пособия по
подготовке мигрантов к поездке и распространения фактов о миграции среди россиян.
Другую стратегию развивает перформанс «Заговор». Утопическая история о тайных сообществах творческих
работников и трудовых мигрантов, пытающихся замаскировать классовые различия, на несколько минут
очаровывает зрителя возможностью иных отношений, но лишь с тем, чтобы разоблачить в конце фиктивный
характер увиденного и услышанного.
Попытки поучаствовать в национальной политике в потенциально революционный момент во время
зимних протестов 2011-12 года зафиксированы в документации акции Давида Тер-Оганьяна и Ольги
Житлиной «Операция». С помощью игрушечной полицейской машинки художники «не славянской внешности»
пытаются разогнать националистов. Только абсурдность ситуации помогает им нарушить логику конфликта и
посмеяться вместе с идеологическими врагами.
Абсурдистские приемы, смех, карнавальное переворачивание властных отношений – это то, в чем художникам
видится большой ресурс для рефлексии, а иногда и выживания. Исследование потенциала юмора в сохранении
и развитии общего поля коммуникации между культурно и классово отдаляющимися друг от друга людьми
продолжилось в проектах о Ходже Насреддине. Этот фольклорный персонаж Центральной Азии и Кавказа,
трикстер, наивный мудрец или хитроумный дурак, известен своей находчивостью и способностью находить
выход в затруднительных обстоятельствах.
На его поиски по Согдийской области Таджикистана Алехандро Рамирес и Ольга Житлина отправились
осенью 2011 года в рамках программы «Художник — общество». Поиски возобновились в Петербурге в 2014
году. Поддержанный Академией мирового искусства проект «Конкурс анекдота Ходжи Насреддина» собрал
команду творческих работников и трудовых мигрантов как внутренних, например, из Дагестана, так и внешних:
из Армении, Узбекистана, Украины и Таджикистана. На протяжении 4 месяцев происходили еженедельные
встречи-конкурсы на лучшую историю о миграции. Мигранты рассказывали о типичных сложных ситуациях,
с которыми им приходится сталкиваться в России, Анна Терешкина рисовала комиксы с пустыми «пузырями»
для реплик — ответов Насреддина или его сестры (персонажа, изобретенного художниками). Самая остроумная
версия ответа вписывалась в «пузырь». Эти картинки, вместе с набросками распространялись в соц. сетях и
были опубликованы в газете «Насреддин в России». Также в газету вошли выпуски «Агентства утопических
новостей». Встречи завершились «Мобильной дискотекой», устроенной совместно с испанским художником
Йоном Иригойеном на Апраксином рынке в центре Петербурга.
Одной из самых интересных находок стало знакомство с новым жанром народного рабочего творчества
получившего в Рунете название «Узбек-прикол». Он представляет собой риэнактмент популярных
музыкальных клипов или сценок из болливудского фильма. Не покидая рабочих мест, строители или
сотрудники кухни переприспосабливают рабочие инструменты на музыкальные и имитируют исполнение
музыки, снимают новые версии на мобильные телефоны. Как выяснилось, аналогичными практиками
занимаются и рабочие в Латинской Америке. Таким образом, мы можем говорить о новом глобальном
культурном феномене. Включая в выставку подборку видео из Ютьюба, созданных многочисленными
рабочими, группа художников хотела бы не присвоить себе их искусство, но рассказать о неотчуждаемом
творческом импульсе как об источнике своего вдохновения.
Также в работе над проектами принимали участие: Татьяна Александрова (Санкт-Петербург), Надежда
Воскресенская (Санкт-Петербург), Кураторское объединение ТОК (Санкт-Петербург), Ольга Крохичева (Санкт-
Петербург), Дмитрий Модель (Москва-Санкт-Петербург), Катя Сытник (Санкт-Петербург), Егор Шмонин
(Санкт-Петербург).
Cпециальные партнеры: Minority Rights Group International, Дом прав человека — Воронеж.
Куратор выставки: Ирина Аксенова.
Программа
3 марта, 19:30 — artist-talk Алехандро Рамиреса. ВЦСИ. Пр. Революции, 29.
5 марта, 19:30 — artist-talk Ольги Житлиной. ВЦСИ. Пр. Революции, 29.
7 марта, 19:30 — artist-talk Анны Терешкиной. ВЦСИ. Пр. Революции, 29.
7-8 марта, 12:00 — мастер-класс Андрея Якимова по методике использования игры “Россия — страна
возможностей” в образовательных и просветительских программах для молодежи.
8 марта, 18:00 — Пред-показ с вступительными словами от художников. 19:00 — Открытие выставки.