Почему живопись невыносима?
За последние полвека она взяла на себя политическую и идеологическую вину, стала брешью, сквозь которую на территорию искусства проникли капитал и рынок. Материальность этого жанра – окрашенная вручную материя – экзотична в своей архаичности. Похоронить чумной труп отдельно и в извести – понятное, разумное желание.
Но живопись производится – и в огромных масштабах.
Современное искусство по-прежнему переполнено произведениями, сделанными на бумаге или холсте, красками или графическими техниками.
Почему?
Это не может быть инерция – живопись отменяли много раз, начисто. Это не может быть и только коммерция – успешно продаются и видеоарт, и документация перформансов. Это не может быть актуальность технологий. Это не может быть витальная мощь – чувство усталости, перегруженность историей, невозможность инноваций неотделимы от живописи и графики.
Что же остается у неё после потери всех осмысленных мотиваций и прав на существование?
У живописи есть непристойность зомби, обладающего переизбытком жизни, максимально обнажающего принцип жизни ради жизни. Чистый излишек.
Еще есть отрешенность и безразличность субъекта, которому уже нечего терять, у которого нет амбиций и сверхцелей – это свобода пенсионера.
Есть рефлексивность, самокритичность и ироничность, в степенях, недоступных пока другим жанрам.
Есть некоторая автономность от сложных систем материального производства в современном искусстве – всё еще достаточно одного человека, автора.
Что не дает живописи как жанру скатиться в герметичную, вневременную самодостаточность?
Качественная субъективность обращающихся к ней художников, их индивидуальные освободительные стратегии.
Как существует графика в современном искусстве? Обладая возможностями живописи и не неся ее историческую ответственность? Это очень узкое, но открывающееся в линейную бесконечность пространство, свободное и спокойное.
О чем свидетельствует посмертное существование живописи?
О воле художественного субъекта, об историчности искусства, о возможности свободы от историчности искусства, о парадоксальном существовании произведения искусства, о банальности произведения искусства.
Илья Долгов