Представьте себе пространство современного искусства, полностью лишенное тел. Такое пространство коммуникации можно определить, как не-выставку. Является ли она при этом простым отсутствием выставки — «привативным» ничто, которому нельзя приписать никакой предикат, или же она есть некая позитивная сущность, противоположная и противодействующая выставке? Сама по себе не-выставка не видна, но она есть условие того, что мы что-то видим, потому что, чтобы стать видимым, выставка должна от чего-то отражаться.
Представьте себе пространство арт-мира, полностью лишенное искусства. Оно выглядит современным несмотря на заполняющие его коммуникацию эстетики. Конечно, в поле современного искусства мы привыкли видеть обратное: нам кажется естественным, что с ростом арт-индустрии смысл и дискурс озаряются светом. Но это происходит оттого, что нашу систему окружает внешний мир, где пребывают наши тела, и лучи коммуникации, проходя сквозь нас, делают коммуникацию в арт-мире видимой. Этот простой пример показывает нам, что для того, чтобы современное искусство было видимым, необходимо присутствие какого-нибудь антитела. Телесность есть активный принцип, противодействующий и противоположный знанию, а значит, оно вполне может претендовать на роль антиискусства. Такая точка зрения кажется вполне обоснованной, однако принять ее мешает следующее соображение. Если не-выставка, как утверждают последователи Голубогоцветка Зигмунд Фройд и Арво Пярт, действительно тождественна телесности, то как быть с не-выставкой бесконечного пустого пространства, глядя на которое сквозь прозрачную атмосферу современного искусства непрозрачное антиискусство видит синий цвет?
В рамках проекта «Голубойцветок-Выствака-Не-выставка-Анти-выставка», пройдет презентация зина «Реквием по современному искусству», из серии «Видеть картинами 11. Том I».
Голубойцветок ГЦ
Если обратиться к английской версии «Википедии», то про Blue flower можно получить общую культурологическую справку.
А голубой цветок (немецкий: синий Блум) был центральным символом вдохновения для романтизма движения и остается постоянным мотивом в западном искусстве сегодня. Это означает желание, любовь и метафизическое стремление к бесконечному и недостижимому. Он символизирует надежду и красоту вещей (Перевод «Яндекс броузер»).
В 2017 году 1 февраля и 1 марта в московских конференц-залах прошла серия встреч, под кодовым названием Голубойцветок, инициатором встреч был художник Сергей Лоцманов. Сами эти встречи прошли в формате псевдовыставок, на которых зрителям было предложено, разгадывая различные интеллектуальные шарады и головоломки, вступить в коммуникацию с ГЦ. Художник Сергей Лоцманов пояснил, что во время игры в ГЦ играет непосредственно сама игра, а не участники процесса. Подобным образом устроен и современный художественный дискурс. Голубойцветок — это псевдохудожественный проект, направленный на создание новых, нестандартных форм воображаемого художественного дискурса, поэтому одной из приоритетных задач проекта является работа с самиздатом (зины, карты, авторские открытки, письма и т. д).
Последнее время современное искусство в России приобретает все более маргинальную форму, экономический кризис и политические события (санкции) накладывают свой отпечаток и на искусство, как следствие местный арт-мир начинает все дальше отдаляться от мирового художественного дискурса. Так уж устроен мир современного искусства, что является чем-то вроде, символического билета в «альянс стран первого мира». Ситуация отставания не новая и даже можно сказать является традиционной для России, когда-то йенские романтики сталкивались с похожей проблемой, в то время во Франции произошла политическая революция, а в Англии промышленная революцию, поэтому поэтам и художникам Германии не оставалось ничего другого, как прибегнуть к силе собственного воображения и совершить культурную революцию.
Проект ГЦ не ставит перед собой таких амбициозных целей, да и время теперь совсем другое, но очевидно, что спор между фундаментализмом и прогрессивизмом, сам по себе является современным, потому проект ГЦ и обращается к этому разрыву, в надежде найти новые формы описания сложившейся ситуации.