Воронеж, проспект Революции 29
◉ Телефон: +7 (920) 408 03 87 ◉ Время работы: СР-ВС с 15 до 20 часов

Забота

Фестиваль лэнд-арта
Пятый элемент

5 августа - 11 августа 2009 года

Место: Музей-заповедник Дивногорье, Воронежская область

Фестиваль лэнд-арта “Забота” был проведен в музее-заповеднике Дивногорье. Куратор и художники исследовали возможности лэнд-арта в современном искусстве, выстраивая утопические стратегии творчества и взаимодействия со средой.

Забота

В эпоху новых медиа природа окончательно приобрела вид окультуренной среды. Если гегельянский тезис культуры как второй природы выражал пафос преобразования, то сегодня, перекроенная усилиями акторов социального действия природа стала второй культурой. Горы, реки, деревья переозначены маркетингом и дизайном в зоны отдыха, туризма и развлечения. Сама идея природы как чего-то противоположного культуре уже не имеет под собой никаких оснований.

В 1970 годы целая плеяда художников приходит на территорию природы. Ленд арт работает с естественными условиями, постулируя альтернативную музейной репрезентации, нонспектакулярную художественную практику. Постфактум, стратегия ленд артистов способствовала расширению эстетической среды, в результате чего, природа подверглась очередной «музеефикации» со стороны истеблишмента. Стало понятно, что природные образы так же захвачены спектаклем и структурируются по логике зрелища.

Художественные практики в условиях естественной среды больше не понимаются как tabula rasa, куда приходит субъект культуры с целью преобразования и освоения, как это было в 1970 годы. Форма переходит на уровень материи, и художник пытается вырастить симбиоз между гибридом культурного и природного, найти комплиментарный для природы вид коммуникации и взаимодействия. Полностью совпадая с мутировавшей эко системой, субъект становится частью этого пейзажа. И поскольку форма и символическое давно стали частью природы, мы должны переопределить этику отношений художника как агента социального действия с естественной средой.

В условиях симбиоза художник возвращается к античным идеям заботы и пайдейи, как возделывания и самовоспитания. Этика заботы определяет такой тип художественного поведения, который основывается на общественно значимой роли художника. Как говорил Фуко, прежде чем позаботиться о другом, мы должны позаботиться о себе, иначе говоря, только через осознание гражданской и этической ответственности за свою деятельность индивид становится субъектом действия. Забота не просто кодекс, а скорее этика отношений с окружающей средой. Эта утопическая модель искусства как общественно полезного института дает возможность говорить об эстетической деятельности в терминах возобновления ничем не опосредованных отношений между человеком и эко средой.

Забота может носить конкретные черты земледельческой или аграрной работы, ручного, ремесленного труда, материализованного в скульптурных формах. Через заботу мы выходим на новое отношение художника к процессу производства и инсталлирования объектов в условиях природной среды. Мы перемещаемся в контекст творческой лаборатории, где существует возможность выработки нестандартных художественных решений, которые так же можно понимать как способы производства авторской субъективности.

Мария Чехонадских

/// Скачать каталог проекта (11мБ, pdf)

Поделиться: